Инфантильное поколение

Согласно проведенному фондом общественного мнения социологическому исследованию обнаруживается тенденция современных молодых людей: 20-30летние не желают взрослеть. Но так ли на самом деле все просто, ведь как говорил Эрих Фромм – каждой эпохе свой невроз, нельзя так просто назвать современных молодых людей – инфантильными.

Согласно проведенному фондом общественного мнения социологическому исследованию обнаруживается тенденция современных молодых людей: 20-30летние не желают взрослеть. Но так ли на самом деле все просто, ведь как говорил Эрих Фромм – каждой эпохе свой невроз, нельзя так просто назвать современных молодых людей – инфантильными. 

Этому есть множество причин, давайте попробуем в них разобраться, но вначале разберемся, что же такое взросление с точки зрения психологии. 

 Взросление это, прежде всего, комплексный и многогранный био-психо-социальный конструкт, это смена системы ценностей, достижение которых напрямую связанно с принятием на себя ответственности, а также ее объемом, причем не только за себя, но еще и за других людей. Взрослению способствует устремленность человека в будущее: кто заботиться о будущем своевременно, прилагает усилия, тот делает шаги к тому, чтобы становиться взрослым, и наоборот, отказ от усилий, которые нужно прикладывать для построения своего будущего, выглядит как сознательное или бессознательное стремление затянуть или отсрочить взросление. 

Взрослость предполагает планирование жизни - подчиненность четкому плану, заботе о будущем, продумывание последствий своих решений и т.п. Поэтому стать взрослым - означает четко контролировать свою жизнь, распоряжаться всем тем, что составляет жизнь, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем. 

 Но не стоит путать взрослость и чувство взрослости, поскольку эти вещи являются следствием друг друга, а именно чувство взрослости у подростков - одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого, но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, чаще всего, не может, оно проявляется еще неловкими поступками - отсюда стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д. В общем, это уже игра во взрослых, которая начинается в периоде 12 лет. 

Вернемся к тому, почему так часто ругают нынешнее поколение за некоторую инфантильность, сразу скажу, что слово инфантильность здесь не подходит, если мы говорим скорее о тенденции в современном поколении молодых и среднего возраста людей. 

Во-первых, у этого есть совершенно обычная причина - медленное взросление связано еще с тем, что люди просто живут дольше. 

Фактически это естественное следствие, если ты живешь до 80 лет, понятно, что жизненные этапы будут растягиваться, либо будут появляться новые. Уже сейчас по данным всемирной организации здравоохранения появляется новая трактовка онтогенеза, где зрелый возраст начинается с 50 лет, а с 30 до 50 лет характерно наступление среднего возраста, если бы мы с этой меркой подошли к людям 100 лет назад, то обнаружили бы более скромные результаты. 

Да и ни для кого не секрет, то, что 100 лет назад у детей только стало появляться детство. Прибавим к этому наличие современных медицинских знаний и технологий, хорошее питание, отсутствие войн и получим совершенно современное общество с размеренностью и неторопливым созерцанием. Даже если оглянуться в историю древнего мира, то в Древней Греции мы найдем с вами те же результаты, там взрослость (зрелость) начиналась с 40 лет, это ознаменовалось «Акме», а до 40 лет ты был еще юнцом, в целом это характерно для цивилизованного общества с высоким культурным развитием. 

 Во-вторых, явление постподростковости присуще современному развитию города, это продукт городской культуры, урбанизации, внедрения современных технологий. 

Все стали очень продвинутыми благодаря интернету и большому потоку информации, эпоха глобализации внесла лепту в удлинение взросления, человеку хочется выполнить не только один жизненный сценарий, жизнь стала более вариативной. В больших городах люди стараются сначала принести пользу обществу, профессионально состоятся, сформироваться как индивидуальности, для психотерапии это состояние очень хорошее, оно называется монадой - когда это жизнь одинокого молодого человека, финансово практически самостоятельного, живущего отдельно от своих родителей, она очень важна для формирования самостоятельных, независимых от родителей взглядов на жизнь. 

Если же этого не происходит то индивидуальность и суверенность практически отсутствуют, молодое поколение гораздо теснее и жестче связано с предыдущим поколением, традиционность, преемственность и одновременно конфликтность выражены очень явно. Мне кажется, что в таких ­обществах появляется запрос на счастье.Ты хочешь не просто прожить свою жизнь, ты хочешь прожить ее счастливо. И ты начинаешь больше думать, с кем и где ты будешь ее проводить, и будут ли у тебя дети. Роль государства сейчас ­теряется. Почему я должен жить там, где я сейчас живу? Я могу жить в любом месте. Да, и почему я должен за кого-то воевать? Это глупости просто. 

 В-третьих, нужно разделить два очень важных понятия – взросление с точки зрения психологии и социологии. 

Для психологии взросление — это, прежде всего, умение анализировать ситуацию, принимать решения, брать на себя ответственность с точки зрения личности, то в социологии взросление — это освоение новых социальных ролей и статусов: работник, супруг, родитель, что-то осваивается раньше, что-то позже. 

Например, в советской истории многие подростки рано осваивали роль работника, отчасти это было связано, прежде всего, с традиционным хозяйством, отчасти — с войной. В этом смысле, конечно, современные дети инфантильны. Их прабабушки и прадедушки в их возрасте были намного «старше» их. Но если взять эпоху глобализации и психологию взросления, то здесь не все так однозначно, в этом плане социологи отмечают скорее тенденцию к раннему взрослению. Раньше наступает половое созревание, а вслед за ним чувство взрослости, подростки раньше вступают в половую жизнь, раньше начинают подражать взрослым, даже паспорт сегодня в получают в 14 лет, в современном мире с учетом технологий в 21 год ты уже глубоко взрослый, они раньше начинают работать, раньше стали путешествовать, брать кредиты, учиться, водить машину, строить бизнес. 

 Фактически мы с вами сталкиваемся с совершенно новой культурой, которая названа в некоторых источниках «Культурой постмодерна», в других «Поколением постподростковости», в третьих «Поколением миллениалов», в четвертых «Поколением ЯЯЯ» и так далее, названий очень много, но суть сводиться лишь к тому, что взрослость удлинилась, пролонгировалась и стала более «осознающей», «сознательной», хорошо это или плохо судить сложно, с другой стороны почитав того же Тургенева, мы обнаружим те же самые конфликты отцов и детей, которые лишь повторяются в нынешнем поколении. Однако, инаковость поколения определяется не данными или заявлениями о потерянности или инфантильности, а скорее тем, как это поколение справляется с вызовами современности, обрушивающимися на него. 

 А вот с инфантильностью все несколько проще - это все-таки уже расстройство зрелой личности, и оно выражается в незрелости развития, сохранения в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам, то есть незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. 

Слово, конечно, красивое, «королевское», ведь инфантом называют королевского ребенка. Все ли хотят взрослеть? - Нет. Есть немало людей, которым много лет, но при этом им очень сложно расстаться с детством. Не многие хотят взрослеть, так как ответственность страшит и тяготит. Развитие — это тяжкая работа, и не стоит представлять дело так, что вот, мол, дети рвутся расти, а родители их тащат назад. Очень часто это бывает по взаимному согласию, пусть и не высказанному. Для того чтобы начать жить собственной жизнью, необходимо мужество. Далеко не у каждого оно есть. Это удобно — переложить на более мудрого человека ответственность и жить его решениями. Получается, что матери живут не своей жизнью и их детям тоже выгоден такой симбиоз. 

Наиболее полное описание инфантилизма представлено в виде эгоцентризма, иждивенчества, ориентации на игру, неспособности к принятию решений, отказе от принятия ответственности за собственную жизнь на себя, отсутствию перспективы будущего, и наконец, неспособности к самооценке и самопознанию. 

 Но чаще, конечно же, приходиться сталкиваться с заявлениями относительно инфантильности сильной половины человечества, это звучит отовсюду, с телеэкранов, Интернета, клиентских запросов, школьных бесед, не скажу, что мужчины в большей степени инфантильны, чем женщины, по идее инфантильность и там и там есть, просто гендерно это резко заметно именно в нашей с вами когорте)) Раньше падение в обморок для женщины считалось признаком хорошего тона и воспитанности, и уже тогда падение в обморок мужчины считалось верхом слабости и малодушия. Чего уж говорить о современности. 

Существует несколько признаков инфантильности мужчин, которые очень точно описывают «клинику мужского инфантилизма», которые закономерно проистекают из вещей, описывающих взросление и зрелость как обоюдные процессы. 

  •  Первый из них — очень тесная, симбиотическая связь с родителями, в первую очередь, конечно, с матерью, причем, часто эти отношения далеки от идеальных, скорее, они конфликтные, и на уровне сознания оба — мать и сын - очень страдают от них, но разорвать их не могут. 
  • Второй признак — безответственность, такой мужчина не принимает на себя ответственности за семью и во многих ситуациях ведет себя, как маленький ребенок. Привычный для него способ решения проблемы — это избегание, т.е. просто уход от нее. Если проблем накапливается слишком много, от них можно спасаться при помощи алкоголя или других зависимостей, а также сбежать в компанию друзей. 
  • Третий признак — частая смена работы, невозможность заработать денег на обеспечение хотя бы себя. В том, что складывается такая ситуация, виноват кто угодно, кроме него: работодатель не платит зарплату, без блата невозможно найти хорошую работу и т.д. 
  • Четвертый признак — неумение обращаться с деньгами. Даже если у такого мужчины появляется определенная сумма денег, он не умеет ей правильно распорядиться: свою месячную зарплату он может потратить за один день. Он часто берет деньги в долг, но никогда не отдает. Как правило, за него расплачиваются либо родители, либо жена. 
  • Пятый признак – наличие двух зависимостей одновременно, вообще если поразмышлять о клинике и процессуальности инфантильности, то можно обнаружить ее вклад почти во все виды зависимостей, поскольку это всегда суррогат и объект избегания, но если же встречается более двух зависимостей одновременно, то здесь всегда есть инфантильность как таковая. 

 С другой стороны инфантильный мужчина рядом с женщиной приносит ряд преимуществ и относительно неплохие дивиденды 

  • во-первых, девушка удовлетворяет свой материнский инстинкт заботы о ком-то, и это далеко не всегда плохо, 
  • а во-вторых, девушка или женщина может удовлетворять свой инстинкт главенства в семье. 

Я пишу это ровным счетом к тому, что именно этими позициями инфантилизм мужчин и поддерживается. И еще очень часто приходится слышать вопрос о «перевоспитании инфантильных мужчин», я часто говорю женщинам, что это работа мамы, и вообще перевоспитание мужчин очень тяжелая работа, и она не всегда увенчивается успехом, вероятность того, что это произойдет, и ваш «королевский ребенок» станет настоящей поддержкой и опорой очень мала, ведь такая манера поведения и отношение к жизни формировались годами, стали привычными, а главное, вполне приемлемыми для комфортного существования, и к тому же еще и поддержанные окружением в виде мамы или обоих родителей, а то и самой женщины. 

Конечно, если очень хочется, то, можно попробовать взяться за перевоспитание взрослого ребенка, в таком случае, остается всегда только желать терпения и удачи, либо проще всего предложить что-то делать самой для обеспечения себя поддержкой и опорой, отстаивания своих границ и выходу из слияния с мальчиком-мужчиной, ведь иждивенчество именно слиянием и поддерживается. 

 Если же самому что-то делать, то взросление отнюдь нелегкий процесс, он заключается в работе и в прямом и переносном смысле. Рекомендации взрослеющим: 
  •  1. Начните зарабатывать деньги. Деньги – это ресурсы, инструмент взрослого человека для поддержки себя самого, родных, близких и других людей, которым нужна помощь. Если вы очень заботливый, но бедный, то ваши возможности взрослого человека весьма ограничены. Ведь у детей могут быть какие угодно амбиции, желания, но если они не обеспечены финансовой возможностью взрослых, то так и останутся просто бесплодными желаниями и мечтами. 
  •  2. Будьте самостоятельны. Без первого пункта это вряд ли получится. Чем ощутимее финансовая независимость, тем больше возможности принимать решения самостоятельно. 
  •  3. Начните заботиться. Круг забот взрослого человека намного больше, чем у ребёнка. Помогайте, вкладывайте свои знания, умения, навыки, опыт, финансы, в своих близких людей, найдите других достойных, которым нужна ваша забота. Может быть, стоит создать новые интересные проекты, которые будут придавать особый смысл жизни и останутся другим людям. Так поступали все взрослые и великие люди, поэтому мы о них помним. Чем запомнитесь вы? 
  •  4. Будьте ответственны. Взрослый человек отвечает за свои действия - реально: деньгами, временем, энергией, вложением сил в исправление неправильно принятого решения. 
  •  5. Будьте душевно здоровы. Взрослый-ребёнок не контролирует свои эмоции, часто предъявляет претензии, считает, что люди вокруг ему всё должны, обидчив. Ведь он много чего хочет получать и не умеет с радостью отдавать. Душевно здоровый взрослый нацелен, в первую очередь, передавать знания, умения, опыт, финансы достойным людям.

©  2017 ЦСПиК