Зависть на работе
    Работа сама может не беспокоить человека настолько, насколько беспокоит либо отношение к этой работе, либо отношения в коллективе. Так вот, зависть на работе, как проявление сложности в отношениях - это большая беда. В больших коллективах и в малых.Зависть в первую очередь - это чувство, которое есть у многих людей. Однако зависть в переживаниях не значит что-то плохое. Это лишь чувство, которое нам часто показывает, что мы чего-то хотим. Я завидую велосипеду друга, могу завидовать подруге, у которой есть хороший муж. И это отражает какую-то область того, что мне важно. Многие, сталкиваясь с подобным переживанием действительно начинают себя осуждать. «Вот, не надо завидовать!» - часто слышим мы от своих родителей, и от людей, которые позиционируют себя миролюбивыми.  
    Как переживать это чувство самому завистнику?- Есть два способа переживать зависть. 
Первый - достаточно честный, когда я действительно переживаю, что я завидую. Тогда это скорее повод обратить внимание на свои собственные потребности и понять, что зависть говорит мне, что мне самому чего-то не хватает, и попробовать это «не хватает» чем-то восполнить. Это конструктивный способ переживать зависть хорошо. Например, «Я очень сильно завидую причёске своей подруги», говорите вы самой себе. Это повод задуматься: «А я вообще слежу за собой. Не стоит ли поменять что-то». И меняясь, вы можете почувствовать, что зависть пройдёт сама по себе, потому, что вы восполните дефицит самооценки. То есть сделали лучше что-то для себя. Ведь с одной стороны зависть - штука хорошая - она позволяет нам расти. 
    Но ведь часто бывает по-другому…- Тогда мы говорим о деструктивном отношении к зависти. И это почва для самых удивительных историй на работе. Первое с чем мы сталкиваемся на работе - это лесть, которая прикрыта не самыми приятными вещами. Когда никто не говорит о том, что завидует, но мы это переживаем как нечто дискомфортное. Мы можем отследить это по тому, как себя не очень хорошо чувствуем, когда нам говорят вроде бы лестные слова.Например - «Какое у тебя красивое платье. У меня тоже два года назад было такое». Вроде бы приятно, но как-то так сказали, что сразу стало нехорошо. 
   Второй деструктивный способ демонстрировать зависть в коллективе прикрывается излишним вниманием к деталям личной жизни. Завистник начинает расспрашивать о том, как живёт она с мужем, или он с женой? Какие у них дети? Как они отдыхают вместе, куда летают в отпуск? Потом эти детали превращаются в слухи, либо во что-то ещё. 
    Третий способ - это чёрная конкуренция, которая выражается в том, что человека либо подсиживают, либо всячески пытаются оговорить, или пустить нелицеприятный слух, который плохо скажется на репутации.Конечно же это не приятные вещи, но для коллектива характерно распространение зависти как раз в деструктивной форме. Это одна из самых больших проблем, которая ухудшает отношения в коллективе.Маски зависти бывают разные: то коллеги нечестно начинают относиться к вашим должностным обязанностям, то пытаются принизить ваши способности кляузами начальству. То говорят: «Что-то вас стало слишком много. Вы слишком активный». Это тоже проявление зависти, причём не прикрытой. 
    Как выживать там, где завидуют?- Есть люди, с которыми невозможно подружиться. Знайте, что в вашем коллективе они тоже есть, и не обязательно их любить.Надо понимать, что если вам завидуют, то это проблема того, кто завидует. И почти всегда это не ваши «тараканы». Поскольку проявление зависти очень часто отражает внутренний дефицит того человека, который обычно завидует. 
Люди же, попадающие в ловушку зависти начинают принижать себя, прибывать в чувстве вины, идти на поводу посланий, которые транслирует другой. «Ты должна скромней одеваться, ты поменьше говори».Ещё одна рекомендация - эмоционально отдалиться. Старайтесь как можно меньше рассказывать о себе, о личных делах завистнику. 
Троллей и завистников кормить нельзя. Ограничьтесь только формальным общением. Конечно, вы можете в какой-то момент остаться в одиночестве, но это лучший способ, чем пытаться соответствовать его ожиданиям, но чувствовать себя при этом хуже. 
   Найдите повод общаться в коллективе только с теми, с кем вам приятно. Они обязательно скажут - действительно вы такой, или с вами реально конкурируют и завидуют. Если же агрессия от завистника идёт яркая и неприкрытая, лучше сказать ему честно: «Ты мне завидуешь. Прости, но я не хочу с тобой общаться». 
Этот способ называется легализация чувств. Причём, после этого обычно завистник осаживается и отношения становятся либо разорванными, либо просто формальными. Кляузы и анонимки лучше легализовывать перед начальником, то есть прояснить ситуацию. Объяснить, что один из сотрудников всячески пытается вас очернить. 
Выяснив при этом, есть ли претензии к вашей работе у руководителя. Не стоит этого бояться - ведь любой начальник не будет разбираться в чувствах. Он не психолог. Но начальникам обычно не нравится, когда распространяют слухи про их сотрудников.
Автор: Игорь Любачевский, клинический психолог, семейный психотерапевт